Сделано в Клинцах. Репортаж с завода
ОАО «Клинцовский автокрановый завод», основанный в 1928 году, в наши дни по праву входит в число лидеров отечественного краностроения.
Общность характеров
Сегодня ОАО «КАЗ» предлагает заказчикам широкую гамму моделей автокранов грузоподъемностью от 15 до 40 т, а также гусеничные, башенные и самомонтируемые краны.
Клинцовские машины имеют ряд общих решений. Во многих узлах применены долговечные импортные комплектующие. Крановая установка приводится в действие поршневым гидронасосом, связанным с коробкой передач. Гидравлическая система обеспечивает плавное управление всеми механизмами, регулирование скоростей рабочих операций и возможность их совмещения. Редукторы механизмов подъема груза и поворота крана планетарного типа оснащены дисковыми тормозами.
Двух-, трех- или четырехсекционная телескопическая стрела (в зависимости от модели) во собранном положении обеспечивает автокрану компактность, а в выдвинутом - широкую рабочую зону и большую высоту перемещения груза. Возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке позволяет работать в труднодоступных местах и среди смонтированных конструкций. Стрелы оснащаются решетчатыми гуськами разной длины, расширяющими рабочую зону, а использование дополнительных противовесов увеличивает грузовые характеристики крана. Большой опорный контур позволяет автокрану работать в круговой зоне, что сокращает число перестановок на объекте.
Безопасность обеспечивает микропроцессорный ограничитель нагрузки с дисплеем в кабине. Прибор автоматически защищает кран от перегрузки и опрокидывания, оснащен координатной системой для стесненных условий и блоком телеметрической памяти («черный ящик»). Вблизи линий электропередачи срабатывает защита от опасного напряжения.
Вполне современны дизайн и эргономика операторской кабины клинцовских автокранов. Продуманное расположение рычагов обеспечивает удобство управления. В стандартной версии предусмотрены сдвижная дверь купейного типа, солнцезащитные щитки, отопитель кабины крановщика, вентилятор и откидной задний люк.
Спрос диктует рынок
Сегодня заказчикам предлагается около 40 моделей автокранов с маркой «Клинцы». КС-35719-1 и КС-35719-5 грузоподъемностью 15 т и стрелой длиной 8-14 м на шасси КАМАЗ-43253 или МАЗ-5337 - это компактные машины для современного города.
Весьма востребованы 16-тонные модели серий КС-35719-1-02, КС-35719-5-02 и КС-35719-8А, которые базируются на двухосных шасси КАМАЗ-43253, МАЗ-5337, КАМАЗ-53605 и модели КС-35719-3-02 и КС-35719-7-02 на трехосных шасси КАМАЗ-43118 или «Урал-5557». Особой популярностью эти краны пользуются у электросетевых компаний и сервисных служб водоканала.
Существует стабильный спрос и на клинцовские 20-тонники серии КС-45719-5А КС-45719-8А с стрелой длиной 9-21 м, которые конкурируют с 25-тонными моделями. В качестве носителей используются двухосные шасси КАМАЗ-53605 и МАЗ-5337А2.
Автокраны "Клинцы" 25 тонн семейств КС-55713-К, КС-55713-К-2 и КС-55713-К-З, базирующиеся на шасси КАМАЗ-65115 (6x4), МАЗ-6303АЗ (6x4), КАМАЗ-43118 (6x6) и «Урал-5557» (6x6), - одни из лучших в своем классе. Они оснащены стрелой, длина которой при выдвижении увеличивается до 21, 24 или 28 м.
40-тонный КС-65719-1К на шасси КАМАЗ-6540 (8x4) оптимален для работы на максимальных вылетах и высоте подъема груза. Секции стрелы длиной 11,2-34 м, изготовленные из импортной стали, имеют сечение с нижним поясом в виде эллипса. Характеристики крана приближаются к показателям 50-тонников.
Стреловой самоходный полноповоротный гусеничный кран RDK-36 грузоподъемностью 36 т, собираемый на ОАО «КАЗ», спроектирован в Германии. Эта модель с длиной стрелы 40 и маневрового гуська 20 м может работать как от дизеля, так и от промышленной электросети. Возможна комплектация в башенно-стреловом исполнении.
Башенный кран без оголовка стрелы (Jip Top) T-110 - это симбиоз российского опыта и зарубежных технологий. При необходимости противовесная консоль может монтироваться поэлементно с колес. Максимальная высота крана достигает 150 м при грузоподъемности 8 т.
Самомонтирующийся кран КБ-108 применяется на стройплощадках с ограниченным пространством, требующих быстрого монтажа и демонтажа оборудования. Модель отличается компактностью, простотой перемещения по объекту, а также легкостью транспортировки.
Все решают технологии
Сегодня на ОАО «КАЗ» выполняются заготовительные, сборочные, металлообрабатывающие и регулировочно-испытательные работы. У завода имеется собственный литейный цех. Для более рационального использования металла в кузнечноза-готовительном производстве применяются компьютерная техника и установки с газовыми горелками, которые справляются с металлом большой толщины, а также машина газоплазменной резки ESAB, легко режущая заготовки средней толщины (резка выполняется в водной среде). Тонкий материал кроит лазерное устройство компании Bystronic.
На механическом участке станки с числовым программным управлением производят механическую обработку деталей. Возможность быстрого переналаживания позволяет обрабатывать здесь до 70% всей номенклатуры изделий: корпуса механизмов поворота цилиндрического и планетарного зубчатых редукторов, штуцеры, шестерни, блоки и т.д. Работают две линии - по обработке штоков и гильз гидроцилиндров. Далее поверхность штоков электрогальваническим способом покрывается слоем твердого хрома для придания зеркальной износостойкой поверхности. Уплотнения выполняются из импортных материалов.
Форму коробам секций телескопических стрел длиной до 7 м придает гибочный пресс ЕНТ Variopress 500. Он позволяет изготавливать короба стрел многогранного сечения повышенной прочности. Для сварки коробов в единую конструкцию служат стенды с подвижными тележками и пневматическими прижимами. На участке металлоконструкций в защитной среде, состоящей из смеси аргона и углекислоты, сваривается опорная рама крана. Для металлоконструкций применяется отечественная сталь 10ХСНД или более прочная шведская Weldox 700E.
В сборочном цехе наряду со сборкой автокранов изготавливаются механизм поворота, его тормоз и опорно-поворотное устройство. Здесь же производятся все виды автокрановых лебедок. Операторские кабины изготавливаются в отдельном подразделении цеха. Готовая продукция окрашивается зарубежными эмалями с использованием безвоздушного метода. На участке испытаний проверяется надежность грузоподъемного механизма, после чего специальная установка очищает масло в гидросистеме. Конечным пунктом производственного цикла являются цех готовой продукции и участок предпродажной подготовки, где выполняется окончательная комплектация автокранов.