Автокраны «Клинцы» показали все свои достоинства
16–17 сентября 2010 года в маленьком российском городе Клинцы, что в Брянской области, на перекрестке России, Беларуси и Украины, проходило большое событие. Клинцовский автокрановый завод, ведомый ООО «Кудесник», пригласили своих дилеров, покупателей и журналистов для презентации своей продукции и планов на будущее, а также для проведения переговоров с потенциальными клиентами.
Всего в Клинцы приехало около 70 человек. Утром все мы встретилось за завтраком в одном из лучших ресторанов города. После чего пешком проследовали к главным воротам завода. Пока народ подтягивался из ресторана самая большая делегация – белорусская – решила сфотографироваться на фоне памятника первому автокрану, собранному здесь в 1962 году.
В этот момент Олег Зеленский, Председатель Совета директоров ОАО «КАЗ» персонально поприветствовал своих белорусских друзей. Затем на теплой дружеской волне к собравшимся обратился генеральный директор завода Ярослав Соколовский. Он рассказал о славной истории предприятия и о судьбе памятника. Над АК 75 на шасси ЗИЛ 164 с решетчатой стрелой в этот момент проплывали хмурые облака.
После короткой вступительной части началась программа знакомства с заводом и его продукцией. Гости, ведомые радушными хозяевами, организованной толпой прошли в конференц-зал. С короткими докладами выступили Ярослав Соколовский и Петр Шимукович, заместитель генерального директора ООО «Кудесник», которые рассказали о продукции Клинцовского завода, его экономическом положении и стратегических планах. Главная новость в выступлении Петра Шимуковича состояла в том, что принято решение о производстве техники на склад: «Мы надеемся, что спрос на автомобильные краны будет расти, и для того, чтобы быть готовыми к удовлетворению растущего спроса, принят такой шаг. Советом директоров поставлена задача – иметь на складе 50 единиц техники».
Относительно гусеничных кранов сегодня возможности предприятия скромнее, однако и по этой продукции запланировано наращивание объемов производства. ОАО «КАЗ», которое традиционно выпускает автомобильные краны, приняло решение активно заниматься и другими направлениями, чтобы удовлетворить запросы широкого круга потребителей, а именно производством башенных и самомонтирующихся кранов.
Перед собравшимися выступил директор по качеству Клинцовского автокранового завода Юрий Бубенков. Он заострил внимание на двух ключевых конкурентных преимуществах продукции завода. Первое - предприятие находится в непосредственной близости от Белорусской границы, что позволяет осуществлять сервисное обслуживание быстрее, чем конкуренты. Второе - политика гарантийного обслуживания предприятия построена на том, что все пограничные ситуации склоняются в сторону потребителя.
Далее слово было предоставлено первым покупателям RDK-36. Главный инженер Минского домостроительного комбината Владислав Войнович: «Мы выражаем благодарность за это изделие. Когда встал вопрос о приобретении гусеничного крана, у нас не возникло сомнений, что брать. И мы не пожалели, что приобрели изделие под номером 1. Особое спасибо отделу по качеству, достаточно звонка, и техники через сутки на месте». Заместитель генерального директора СПМК 28 Александр Грезь: «Мы купили два крана с заводскими номерами 2 и 5. Сами понимаете, это техника, мелкие вопросы есть, но по первому же звонку бригада ремонтников приезжает через 24 часа, еще 3-4 часа – и никаких проблем. Второй кран мы эксплуатируем в двухсменном режиме, и за 1,5 месяца была только одна небольшая проблема. Я жестокий эксплуататор, но краны работают. И сервисное обслуживание по сравнению с белорусскими производителями на порядок выше».
Затем выступил Олег Зеленский: «Сегодняшнее мероприятие имеет для нас огромное значение – нам нужно понять какова потребность в нашей продукции. Сколько кранов в месяц мы должны делать». Закончив свою речь, он продемонстрировал бесценную памятную табличку, на которой было начертано: «Председатель Правительства РФ В.В. Путин осмотрел этот кран Галичанин КС-65721-2 18 июня 2010 года в г. Ярославль на выездном заседании Правительства РФ, посвященного развитию машиностроения». Под бурные аплодисменты табличка была вручена Сергею Старосветову, директору ОАО «УМ 79», которое приобрело тот самый КС-65721-2. Сергей Старосветов пообещал прикрепить табличку к крану. Далее Олег Зеленский объявил о том, что на первые 10 гусеничных кранов Клинцовского автокранового завода увеличен гарантийный срок до 24 месяцев и, что особенно важно, без учета наработки моточасов. Создавая ажиотаж на продукцию Клинцовского завода, Олег Зеленский продемонстрировал 6 свободных гарантийных сертификатов. Закончил он свое выступление словами: «Мы не подведем вас».
По завершении церемониальной части начался показ продукции Клинцовского автокранового завода. На площадке стройными рядами стояли автокраны «Клинцы» грузоподъемностью от 16 до 40 тонн на различных шасси, один 60-тонный «Галичанин», два гусеничных RDK-36, самомонтирующийся КБ-108 и просто башенный кран JT-110. Последний создан при участии итальянской компании G.C. S.p. Ее представитель Чиро Бузелло по-итальянски эмоционально похвалил ОАО «Клинцовский автокрановый завод» и продемонстрировал работу крана. Длина стрелы крана 58 м, на конце стрелы грузоподъемность 2 т. Кран имеет два варианта установки: на крестовине (крепиться анкерными болтами), и на рельсовых тележках. Кран может наращиваться до 200 м и оборудован телескопической системой монтажа. Позже Чиро Бузелло рассказал нам, почему его компания выбрала именно Клинцовский завод в качестве партнера.
Чиро Бузелло:
«Клинцовский завод – это единственное предприятие, которое в состоянии работать с нами. Мы изучили другие предприятия в России, и они нам не понравились. Несколько лет назад пробовали сотрудничать с компанией «Кранов», ничего не получилось. Я объездил всю Россию, был в Петербурге, в Челябинске. Искал серьезную компанию с большими возможностями производства. Самое главное – мне нужны настоящие мужики. Здесь я их нашел. Кроме того, здесь есть технологии, которые соответствуют европейским стандартам качества, например, сварочные аппараты, которых нет в Европе, а тут они работают уже 2 года. И еще очень важно, что местные руководители не бояться вкладывать деньги в развитие своего производства.
Думаю, что после кризиса европейские компании будут не в состоянии обеспечить спрос на башенные краны, производя их только у себя. Возможно, в Клинцах будет производиться больше кранов, чем у нас в Италии. Делая краны здесь, мы значительно снижаем их себестоимость. Чтобы доставить башенный кран из Италии в Россию, необходимо 5 машин, если часть комплектующих делать здесь, нужно будет только 3 машины, а это экономия в 70 тыс. евро. Плюс значительная разница в стоимости металла в России и в Европе. Стоимость рабочей силы здесь тоже ниже. Также мы экономим на таможне. Мы будем поставлять только электронику, все остальное будем делать здесь».
Далее публике был показан в действии самомонтирующийся кран КБ-108. Он вызвал у собравшихся не меньший интерес, чем JT-110. Его главные достоинства – скорость монтажа и демонтажа – полное раскладывание башни и стрелы занимает менее 10 минут, удобство и легкость управления, в том числе с помощью радио-пульта, что позволяет одному человеку совмещать функции оператора крана и стропальщика, компактность при транспортировке, экономичность (6 кВт) и возможность работы от сети 220/380 Вт.
Вслед за осмотром башенных кранов, гостей пригласили полюбоваться двумя RDK-36. Один из них был со стрелой в башенно-стреловом варианте, другой без. Тот, что со стрелой, проделал несколько типовых операций – подъем и опускание стрелы, подъем крюковой подвески, поворот стрелы. Со всеми этими операциям кран справился блестяще, без сучка и задоринки. Второй RDK-36, тот самый, что ездил на BAUMA 2010, стоял без стрелы, чтобы продемонстрировать свои самомонтирующиеся свойства, а также габариты при перевозке.
Установка противовесов прошла легко и непринужденно, лишь небольшой уклон площадки портил картину – двум работникам приходилось слегка оттягивать груз, чтобы он смог встать на положенное место. Позже Петр Шимукович рассказал нам, что на эту проблему указали эксплуатирующие организации – найти абсолютно ровную площадку на стройках практически невозможно. Поэтому разработано решение этой проблемы – на следующих машинах будут стоять специальные полозья, которые позволят монтировать противовес без участия людей.
Далее, согласно программе, RDK-36 должен был своим ходом въехать на грузовую платформу, однако случилась заминка – где-то что-то сломалось, с кем не бывает. Вскоре выяснилось – сгорел предохранитель. Пока его меняли, гости осмотрели автокраны Клинцовского завода. Затем все вернулись к RDK-36, который на глазах изумленной публики «ужал» шасси до 3 м и с грохотом и скрипом направился к грузовой платформе. Забравшись на нее и сложив все что можно, он действительно приобрел транспортабельные габариты – менее 4 м в высоту (вместе с платформой) и 3 метра в ширину.
Затем гостей привели на испытательную площадку завода. Еще один RDK-36 уже с грузами показал плавность и точность выполнения рабочих операций. Петр Шимукович, рассказывавший о кране, обратил внимание потенциальных покупателей на то, что крановая установка, находясь на строительной площадке, имеет возможность запитываться от сети, для этого на корпусе машины предусмотрен специальный порт для силового кабеля.
После осмотра техники Олег Зеленский пригласил гостей посмотреть некоторые цеха Клинцовского завода. По дороге белорусские партнеры жаловались на трудные экономические условия, в которых им приходится работать, делились своими закупочными планами, как выяснилось, они не очень большие.
Первым на нашем пути встал сборочный цех, который совсем не поражает своими размерами. В одном цехе собираются и автомобильные и гусеничные краны. Директор по производству и развитию ОАО «Клинцовский автокрановый завод» Иван Саранчук подвел нас к только что заложенному 9-му RDK-36: «Мы не скрываем, что используем немецкую сталь, словенское ОПУ, гидравлику Bucher. В нашем кране нет ничего дешевого, но сам кран дешевый». В сборочном цехе в 2 смены работают 80 человек, сборка машин производится постовым способом.
Далее мы проследовали в цех механической обработки. Установка станка плазменной резки MESSER позволила отказаться от механической обработки, он сам обеспечивает снятие фаски. В этом же цехе уже в течение 2 лет работает немецкий пресс VARIOPRESS 500 (стоимостью более 1 млн. евро) для производства гнутых стрел. Иван Саранчук сказал, что завод закупает только европейское оборудование.
Осмотр цехов завода проходил в кавалерийском темпе, и, кроме того, за журналистами присматривал строгий мужчина, который сказал, чтобы мы не делали детальных фотографий, а только общие. Видимо, в Клинцах есть уникальные станки и технологии, являющиеся большим секретом. Сколько мы не вглядывались в оборудование, ничего такого не обнаружили, кроме импортного сварочного станка и пресса, ничего иностранного и уникального так и не увидели. Может быть, они есть в тех цехах, в которые нас не водили?
Последним пунктом программы знакомства с заводом было посещение так называемого «Филиала», который расположен на другом конце города. Хорошо, что Клинцы не Москва - мы пересекли город за 5 минут. На площади в 12 га находятся несколько старых производственных помещений. Еще до кризиса было принято решение подготовить их для производственных целей, чтобы иметь возможность увеличить выпуск продукции. В 2009 году работы были остановлены, но в 2010 вновь продолжены. В рамках инвестиционного проекта по созданию тяжелых автомобильных кранов, гусеничных и башенных кранов, проводится реконструкция этих помещений и оснащение их всеми необходимыми коммуникациями. В данный момент подготовлено к эксплуатации около 4,5 тыс. м2. Эти площади позволят увеличить производство гусеничных кранов с нынешних 2 (в месяц) до 12 при односменной работе. Директор по финансам и экономике ОАО «Клинцовский автокрановый завод» Виктор Никоненко сказал нам, что в реконструкцию «Филиала» уже вложено более 1 млн. долларов.
В первом осмотренном нами помещении будет расположен сварочный участок для изготовления металлоконструкции автокранов грузоподъемностью 40 и 50 т, а также RDK-36. Площадь подготовленного помещения 1600 м2. Общая площадь цеха 3000 м2, то есть, существуют резервы для увеличения производственных мощностей. Здесь восстановлена котельная, подведены все необходимые коммуникации, сделан ремонт. Нам показали 28 сварочных постов (сварочные аппараты уже закуплены). Кран-балки, которые здесь установлены, позволяют работать с большими грузами и производить гусеничные краны грузоподъемность 100 т. Производство RDK-36 может быть переведено с основного производства в эти цеха в течение 3–4 недель. Уже сейчас здесь установлен и запущен кантователь для обварки металлоконструкций поворотных и опорных рам тяжелых кранов. Нам продемонстрировали его работу. Как только возникнет потребность обеспечить производство более 2 RDK-36 в месяц, производство этих машин будет переведено в «Филиал». Люди для работы здесь уже подготовлены.
Второй цех имеет площадь 1450 м2, он предназначен для сборочного участка RDK-36, но здесь же будут производиться RDK-50, RDK-80 и RDK-100. Их сборка будет вестись уже на конвейере. Подготовлены участки для узловой сборки и общий конвейер. Здесь также установлены все коммуникации.
Также в «Филиале» есть полноценная испытательная площадка, которая располагает большим числом грузов. Полностью программу испытаний здесь можно реализовать за 100-115 часов.
По завершении всех официальных мероприятий Олег Зеленский сказал: «ООО «Кудесник» и входящие в холдинг машиностроительные заводы спокойно готовятся к увеличению спроса на краны. Мы имеем все необходимые ресурсы, включая финансовые, чтобы удовлетворить все ваши потребности. В том числе, мы планируем производство кранов грузоподъемностью 160 т. Мы можем это сделать и мы это сделаем. Работайте с нами».
Вечером того же дня в лучшем ресторане города состоялся дружеский ужин для участников мероприятия. В теплой и раскованной обстановке звучали праздничные тосты за Клинцовский завод, за его руководителей и рядовых работников, за настоящих мужиков.
Удивительно, но в неофициальных беседах за чашкой чая покупатели кранов RDK-36 высказывались также положительно об этих машинах, как и в беседах официальных. Им действительно они нравятся. Впрочем, особого выбора у них нет. Европейская техника – не по карману, китайскую они бояться брать, поскольку к ней в Беларуси не прилагается сервис, а из российской – RDK оптимальный вариант, в первую очередь, благодаря географической близости. Даже своим автокранам они предпочитаю российские. Причина – в технологической отсталости белорусских производителей.
На следующий день, 17 сентября, гостей ОАО «КАЗ» ждало продолжение. Весь день принимающая сторона вела переговоры с потенциальными покупателями и работала с дилерами. Но уже вечером 16 сентября Олег Зеленский сказал нам в приватной беседе, что все 6 гарантийных сертификатов на обслуживание RDK-36 уже нашли своих счастливых обладателей, то есть, ООО «Кудесник» продало еще 6 гусеничных кранов. Желаем этой компании, а также ОАО «КАЗ» и ОАО «ГАКЗ» дальнейших творческих, производственных и коммерческих успехов.