Автокраны бывают разные...

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НЮАНСЫ

Рынки гидравлических кранов на автомобильных шасси в странах СНГ были и, судя по развитию этого сектора краностроения, будут и далее оставаться «вотчинами» российских, украинских и белорусских производителей.

Нюансы (если не считать конструктивных особенностей) существуют лишь в территориальном рас­пределении этих самых рынков между данными предприятиями. При этом российские краностроители со множеством брендов имеют очевидные преимущества с точки зрения дешевизны используемых комплектующих, материалов и энергоресурсов и уверенно доминируют как на рынке РФ, так и во многих других государствах СНГ. Хотя интенсивность экспортных операций напрямую зависит как от близости расположения российского производителя к той или иной стране Содружества, так и от прежней роли продукции данного краностроителя на конкретном рынке во времена СССР, а также сохранившейся там фирменной сети ТО.

Белорусы с брендом «Машека» делают ставку на пользующиеся повышенным спросом шасси МАЗ и техническое совершенство крановых установок, ориентируясь в первую очередь на белорусский, российский и украинский рынки. А украинцы («Силач», «Стрела», «Краян»), находящиеся в самых неравных рыночных условиях (из-за высоких цен на сырьё и полуфабрикаты, а также сильной конкурен­ции со стороны автокранов семейств «Ивановец» или «Клинцы»), кроме собственных потребителей ориентируются в основном на рынки Казахстана, Азербайджана, Польши и других стран, в прошлом во множестве потреблявших автокраны «Ивановец» и «Силач».

А постоянно совершенствуемая продукция всех этих предприятий, конкурирующая в первую очередь друг с другом, с каждым годом всё прочнее обосновывается в ныне востребованном среди заказчиков грузоподъёмном диапазоне 25 - 50 т...

... В этом году мне довелось, например, увидеть две модификации 32-тонного крана «Галичанин» КС-55729: 5В и 1B. размещённые... нет, не на трёхосных шасси, а на четырёхосных КАМАЗах длиной порядка 11,9 м и полной массой, достигающей целых 27,9 - 30 т. В версии для работы с опасными грузами такой кран поднимает, видимо, не более 27 т груза.

Впрочем, на Галичском и Клинцовском автокрановых заводах, управляемых ООО «Кудесник», на камазовских самоходах о четырёх осях размещены также 40- и 50-тонники. Последнее, конечно, более оправданно, но в Европе на обычных четырёх автомобильных осях уже выпускаются краны с максимальной грузоподъемностью в 160 т. Это, к примеру, итальянский кран ТСМ С 600 на шасси Trakker (308.9 кВт/420 л. с; 8x4), заменяющий собой пять «Галичан» максимальной грузоподъемностью 32 т каждый. И такие могучие машины усилиями ГК «Русбизнесавто» скоро хлынут на российский рынок.

Хотя характеристики КС-55729-5В (КАМАЗ 63501: 8x8) и -55729-1В (КАМАЗ 6540: 8x4) сами по себе для рынка стран СНГ не так уж и плохи. Односкатные широкопрофильные шины, система подкачки шин. позволяющая на ходу в КС-55729 менять в них давление в зависимости от дорожного покрытия, наличие у шасси межосевых и межколесных блокировок делают данный кран незаменимым при использования в труднодоступных местах с плохими дорожными условиями, в том числе на строительстве нефте- и газопроводов, разработках месторождений. А для достижения особой плавности перемещения грузов при работе с длинной стрелой в конструкции гидропривода этих крановых установок использованы импортные гидрораспределители. Их применение обеспечивает возможность одновременного совмещения до трёх операций с широким диапазоном регулирования скоростей их выполнения.

При изготовлении несущих металлоконструкций крановой установки и четырехсекционной телескопической стрелы используется импортная высокопрочная сталь Weldox. Секции стрелы сделаны из двух гнутых цельнометаллических профилей и имеют корытообразный профиль. А возможность телескопирования стрелы с грузом на крюке позволяет крану выполнять специальные задания: устанавливать грузы в труднодоступных местах, проносить их среди смонтированных конструкций. Для удобства работы, в стеснённых условиях предусмотрен режим работы с установкой крана на опоры при втянутых балках выносных опор. Кран также оснащен системой координатной защиты крана.

Самоходы благодаря своей избыточной массе очень даже устойчивы, в стрелах с профилем гексагональной формы при работе возникают напряжения малой величины. Размер опорного контура вдоль и поперек оси (4.75x5.8 м) весьма умерен. Для сравнения, у челябинского «Макса» КС-55733 той же грузоподъёмности аналогичный максимальный контур составляет 8x7,4 м, выставление которого, возможно, занимает большее время. А максимального грузового момента (98 тм), длин стрелы (9.6 -30,2 м) и удлинителя (9 м) для выполнения поставленных задач вполне достаточно. При этом заметим, что масса груза, при которой допускается выдвижение стрелы, не должна превышать 4,3 т. 13 то же время максимальная глубина опускания крюка КС-55729-5В стрелой 9.6 м на шестиметровом вылете при К = 8 достигает целых 7 м.

Существуют и отличия в характеристиках этих двух модификаций, которые внесены разницей в высоте и массе кузовных платформ самоходов. Так. в частности, максимальная высота подъема крюка на основной стреле для полноприводной базы составляет 31.1 м. а для дорожной версии -30 м (с удлинителем - 40 м). Скорость подъема - опускания груза у кранов «Галичанин» составляет соответственно 5.1 и 4.6 м/мин (номинальная). 10.2 и 9.2 м/мин (увеличенная) и 36,8 м/мин (максимальная, у КС-55729-1В). Скорость посадки такая же, как и у большинства других кранов (0,2 м/мин). Масса стационарного противовеса соответственно 1,9 и 2.4 т. а съемного, отдельно возимого - 2.9 и 2.4 т. Использование при работе дополнительного съемного, отдельно возимого противовеса позволяет значительно поднять грузовые характеристики крана на средних и дальних вылетах, а также обеспечить максимальный рабочий вылет 27 м.

Вот, например, такая вроде бы незначительная способность автокрана, как телескопирование грузов. Казалось бы. чего тут мудрить, опусти стрелу, выдвини секции, поставь их вручную на защёлки, закрути гайки и трудись, сколько нужно. Ан нет, потребитель у нас становится все более разборчивым и от возможности телескопировать (когда это необходимо), скажем, кирпич или какую-то бетонную конструкцию в заданную секцию строящегося здания он навряд ли откажется. Конструк­ция крана при этом будет, конечно, дороже, но намного универсальнее. К тому же телескопических погрузчиков у нас ни кто пока не выпускает.
Или, например, форма стрелы. Её громоздкая коробчатая конструкция уже сейчас выглядит в глазах многих потенциальных как анахронизм, отягощенный по сравнению с овальной (или близкой к овалу) формой явно лишним металлом. Причем этот «довесок» висит мертвым грузом на экономике предприятия с лишними и на первый взгляд не заметными расходами на топливо, резину и другие расходные материалы, в процессе эксплуатации ежеминутно сокращая ресурс силового агрегата, гидравлической системы и прочих составных частей дорогостоящей машины.

А уж о задирающейся вверх кабине оператора и говорить нечего - удобно в таком положении работать с грузом на высоте, и все тут! Разве это не хорошее средство для привлечения к работе привередливого, но весьма квалифицированного мастера «грузоподъемных дел»?

И, наконец, о жизненных силах... Одни краностроительные предприятия делают неожиданный скачок в развитии и продвижении на рынки новых образцов своей продукции. А другие плетутся за передовиками, перехватывая у них идеи и кое-как воплощая их в своей технике. Причем часто в данном случае виноваты не столько специалисты и руководители завода, мало заинтересованные в успешном развитии предприятия (не будем говорить о профессиональной гордости), скажем его владельцы. У последних часто просто нет времени вникнуть и проблемы конкретного производства в своей недавно созданной промышленной империи, не говоря уже о помощи ему инвестициями и квалифицированными кадрами. Да и формируют они (экономисты, юристы, историки по образованию) свои вертикальные промышленные структуры как-то непрофес­сионально, сплошь и рядом пытаясь объединить не объединяемое.

Но когда собственности много, а заниматься ею времени нет. то нужно часть её (акций) реализовать. Вот только в руки? Конечно же специалистов, готовых профессионально заниматься совершенствованием этой самой собственности, в данном случае - предприятия. Продашь пакет акций (причём даже с сиюминутной выгодой) дилетанту, а он своими неразумными управленческими действиями остав­шуюся в твоём распоряжении часть собственности не только не приумножит, а рано или поздно пустит по ветру. А под разумным руководством стоимость собственности многократно возрастет, и отступные (если случится разрыв отношений и вытеснение) будут весьма приличными.

Вот и получается, что вчерашние аутсайдеры, решившие покорить новую для себя отрасль машиностроения, вдруг неожиданно для специалистов и практически на одном энтузиазме оказываются в когорте лидеров. А вчерашние лидеры, у которых до сих пор было вес, включая, скажем, полученное ещё в советские времена дорогостоящее оборудование для производства стрел экономичной конфигурации, ни сами им толком не пользуются, ни те же стрелы для своих партнеров-конкурентов в качестве комплектующих не изготавливают, изначально круто задирая отпускные цены.

Вся надежда на конкуренцию, которая, возможно, действительно излечит наших машиностроителей или по крайней мере перераспределит собственность в сторону более эффективных и целеустремленных собственников, из года в год принимающих решение об очередной невыплате дивидендов. Только конкуренция должна быть действительно свободной - без изъятий и преференций.

РЯДЫ ПРОДАВЦОВ АВТОКРАНОВ МНОЖАТСЯ

Надо сказать, что до си пор техническое обслуживание таких сложных изделий, как автокран, у нас раздельное. Скажем одна фирменная сеть отвечает за функционирование надстройки, а другая - за работу шасси. Слишком сложным и коммерческим невыгодным считается такое объединение услуг. Плюс недремлющее око местного органа технадзора.

А если сети обслуживания вообще нет или существуют ее видимость в виде одного-трех локальных сервисно-ремонтных центров, сосредоточенных в Московской или Свердловской области? А продукт тем временем напористо предлагается (да еще как часть комплексного решения) потенциальным покупателям по всей гигантской территории России, по пути возбуждая торговые аппетиты украинских, казахстанских и других импортеров из стран СНГ. Причем не известен ни разработчик, ни производитель хорошо покрашенного образца, обычно смонтированного на шасси турецкого Ford. Такое ощущение, что чертежи российские, название немецкое (обычно используются знакомое нам название крупного немецкого города), а изготовление и монтаж… китайские. Правда, при этом у специалистов при первоначальном знакомстве с такой «новинкой» в головах вихрем проносится множество вопросов. Например, неужели в китайском машиностроение до сих пор сохранилась грубая сварка? Почему стрела коробчатого сечения (что для китайского производства практически пройденный этап)? И зачем тащить из Стамбула в Китай фордовские шасси (существенно удорожая производство) под установку надстроек, там что, своих (причем не плохих) грузовиков выпускается недостаточно?

Думаю, что такой размах деятельности присущ бывшим торговым агентам некой загадочной «канадской компании», которая еще в 90-х гг., отлавливая клиентов на улицах и вламываясь в офисы и квартиры, занималась «втюхиванием» плохо ориентирующимся на рынке случайным покупателям-«совкам» различного привлекательного на вид но, но залежавшегося на зарубежных складах товара. Теперь у тех, кто стоял во главе этого весьма прибыльного дела и накопил немалый капитал, имеются свои телеканалы, с помощью которых они по всему миру по спекулятивным ценам торгуют разными ходовыми новинками – золотыми украшениями, поясами для похудания, кухонными ножами, овощерезками и т.д.

Да в общем-то, какал им разница, чем торговать? Главное, мастерски создать имидж продукта. А то, что качество его может оказаться ниже заявленного продавцом, да и ожидание запчасти из-за рубежа растянется по меньшей мере на два-три месяца, продукт-менеджера такой компании не беспокоит.

Существуют и другие, менее скандальные варианты «комплексных решений», когда этим начинают заниматься уважаемые производители, причем даже создав работоспособные образцы новой для себя техники. Вот, например, что даёт экскаваторному заводу выпуск автокрана и, главное как решён вопрос быстрого ТО и ремонта этой непрофильной для предприятия техники на широких просторах хотя бы РФ? И это при том, что рынки стран Содружества испытывают острый дефицит профильной для данного предприятия землеройной техники - экскаваторов, фронтальных погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков... Да и вообще, когда мы, наконец, увидим по-настоящему современную конструкцию экскаватора-погрузчика производства одной из стран СНГ Я имею по виду и шасси, специально разработанное для такой машины, а не позаимствованного у пропашного колесного трактора.

Столь же непростая судьба ждет и автокран КС-55741-1 с трёхсекционной телескопической стрелой максимальной грузоподъёмностью 36 т (на вылете - 3,2 м). разработанный и изготовленный на ОАО «Туймазипский завод автобетоновозов». Ведь для этого продукта нужна сеть центров обслуживания с сертифицированным оборудованием и кадрами, а также бесперебойными поставками запчастей. Да и коммерчески выгодной работа таких центров станет возможной только после определённого насыщения рынка именно этой моделью кранов. Если, конечно, не пойти на поклон к руководителям уже существующей и преуспевающей специализированной сети ТО и ремонта автокранов. Кран обладает максимальной грузовым моментом 115,2 тм стрелой 8,3 - 22,1 м и гуськом 7,3 м грузоподъемностью 4,5 т. Он предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и аварийных работ на рассредоточенных объектах во всей промышленности. У них приличная номинальная скорость подъема – опускания груза при кратности полипласта 8/4 (6/12 м.мин.) а так же увеличенная скорость с грузом массой до 5 т. (12/24 м /мин). А возможность телескопирования стрелы с грузом до 6 т на крюке позволяет крану выполнят специальные задания: устанавливать грузы в труднодоступных местах, пронося их при необходимости среди смонтированных конструкций.

Отметим также совмещение и плавность рабочих операций в широких скоростных диапазонах, наличие дополнительного трехтонного противовеса увеличивают грузовые характеристики при работе на вылетах более 4.5 м. и ограничителя нагрузки. К слову, в последнем случае речь идёт и о «чёрном ящике», и о блоке обработки данных, и о модуле защиты от опасного напряжения, и о датчиках наклона, длины стрелы и поворота (азимута).

Передвижение крана со скоростью до 60 км/ч между объектами работ предусмотрено по всем видам автомобильных дорог, допускающих осевую нагрузку не менее 9 т. А качестве шасси вместо нынешнего полноприводного КАМАЗ 53228 планируется использовать те, что соответствуют европейским стандартам Евро-3. Это полноприводник КАМАЗ 65115 (Для информации: с 1 июля 2009 г. на европейские экологические нормы третьего уровня планирует перейти и Украинна.)

ТОЧНЫЕ ВЫСТРЕЛЫ В 40-ТОННУЮ ЦЕЛЬ

Нынешний автокраностроительный год в России и Украине с точки зрения максимальной грузоподъемности характеризуется массированным освоением 40-тонной отметки. Причем наиболее серьезные намерения в этом плане у Клинцовского автокранового завода…

Краностроители из Клинцов Брянской области, достигшие в последнее время больших успехов в деле освоения рынков РФ и Украины своими 25-тонниками при поддержке «старшего брата» по производственному объединению – Галичского автокранового завода, а так же управляющей компании «Кудесник» - планируют в ближайшее время поставить на конвейер новую модель автокрана КС-65719-1К «Клинцы» максимальной грузоподъемностью 40 т. На трехметровом вылете стрелы. Кран развивает грузовой момент до 120 тм с помощью привода от ходового турбодизеля с интеркулером автошаси КАМАЗ 6540 (8x4; 190 кВт/260 л.с.: Евро-3). Он укомплектован легкой и прочной телескопируемой трех- или четырехсекционной стрелой (3,8 – 34 м.), по своей длине соизмеримой со стрелами грузоподъемностью 50 т. и девятиметровым гуськом. Масса груза при которой допускается выдвижение секции стрелы – 5 т, а угол установки решетчатого удлинителя – 0 или 300 по отношению к оси стрелы.

Заметим при это, что максимальная высота подъема груза достигает 35 м на основной стреле и 43 м с гуськом. А скоростей подъема-опускания груза у КС-65719-1К три:

  • номинальная (с грузом до 40 т.) – 4,2 м/мин;
  • увеличенная (до 10 т.) – 8 м/мин;
  • максимальная (при кратности полиспласта 2) – 21 м/мин

Скорость посадки груза у новых кранов «Клинцы» может снижаться до 0,4 м/мин. Размер опорного контура (вдоль и поперек оси шасси) - 5.4x6,8 м. Большой опорный контур и возможность использования дополнительных противовесов позволяют крану иметь грузовысотные характеристики, аналогичные кранам ведущих мировых производителей. Масса дополнительного противовеса может достигать 5 т, а габариты крана в транспортном положении составляют 13,5x2,5x3,95 м и соответствуют требованиям ПДД. По мнению производителей, данный кран можно смело позиционировать на рынке как полноценную замену российских 50-тонных машин. Серийное производство данной модели запланировано на 2009г., а в настоящий момент автокран проходит государственные испытания.

Заказать звонок
Готово!
Заявка успешно отправлена
Уведомить о наличии
Готово!
Заявка успешно отправлена
Задать вопрос
Готово!
Готово!
Готово!
Готово!
Заявка успешно отправлена